Легкие литий-железо-фосфатные аккумуляторы для мотоциклов и авиации
тел. +7 968 384 1131  (10:00-22:00)
тел. +7 916 623 4519  (24ч)                   Москва, ул. Академика Янгеля 3
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Menu

реклама

реклама

Сгорит ли Aliant если....

  • Категория: Статьи
  • Просмотров: 7068
Вопрос с chopperforum, stas173 спрашивает - что со здоровьем реле-регулятора? Известно, что по крайне мере на япах, если отключить аккум при работе двигателя есть большая вероятность спалить РР и другую электронику, тк он дает необходимую нагрузку, усугубит это отключенная(сгоревшая) лампочка фары. Даже полностью заряженный кислотный аккум если исправен будет давать нагрузку и сохранит РР. Литий заряжается за короткое время. Обеспечит ли он эту нагрузку после полного заряда, особенно в дальняке?

Ответ: На мотоциклах устанавливают два вида генераторов - регулируемый - автомобильного образца и нерегулируемый генератор с магнитным статором. Если ваш генератор находится в картере и окружен магнитами - у вас настоящий мотоциклетный генератор, если генератор выносной - у вас вероятно генератор автомобильного образа. Ниже речь пойдет о привычном мотоциклетом генераторе с магнитным статором - такой генератор используется на подавляющем большинстве японских мотоциклов.  

Для получения бортового напряжения в 12-14В мотоциклетному генератору необходимо реле-регулятор. Мотоциклетные реле регуляторы разнообразны, их логика работы зависит от производителя, но объединяет их одно - для заряда мотоциклетного аккумулятора необходимо всегда поддерживать напряжение выше номинального напряжения АКБ, иначе АКБ не будет заряжаться, номинальное напряжение свинцового АКБ - 12В, поэтому реле-регулятор будет поддерживать напряжение выше 12В - это "зашито" в логике работы реле-регулятора. Реле-регулятор следит, чтобы напряжение в бортовой сети всегда было не менее чем номинальное напряжение свинцового АКБ (12В) + дополнительное напряжение, необходимое для его заряда, это дополнительное напряжение может меняться от реле-регулятора к реле регулятору, в зависимости от логики, но обычно оно составляет дополнительные 1.8В. Таким образом, напряжение на разряженном или недозаряженном, старом АКБ при запуске мотора составляет 13.8В. Но может быть чутьменьше или чуть больше, все зависит от типа батареи и реле-регулятора. 

Существует две распространенные логики работы реле регулятора. Первая логика очень простая - реле регулятор никогда не выдает более 14.4В. Вторая логика - более сложная, адаптивная - по мере заряда свинцового АКБ - напряжение на клеммах АКБ растет, если реле регулятор видит, что напряжение в бортовой сети поднялось до, скажем 14В, то оно знает, что аккумулятор зарядился и для его дальнейшего заряда необходимо дать большее напряжение, что оно и делает. Максимальное напряжение, которое может дать реле регулятор определяется его характеристиками и указано в мануале. Нужно понимать, что если напряжение на АКБ не поднялось выше 14В - реле регулятор не будет поднимать напряжение до 15В, пока напряжение не достигнет 14.2. Поэтому во многих мануалах при проверки напряжения реле-регулятора указано что батарея должна быть полностью заряжена. Опять же на сколько именно регулятор поднимает напряжение при достижении определнного напряжения на АКБ зависит от реле регулятора, но как правило это не более 0.5В 

Первый случай - тривиален, 14.4В никогда не повредят АКБ Алиант. Во втором случае, повреждения не происходит, потому что литий-железо-фосфатные АКБ Алиант не поднимают напряжение по мере заряда выше 13.2В, а реле-регулятор, в свою очередь, наблюдая напряжение на АКБ в 13.2В - не будет поднимать напряжение выше разрушающего АКБ Алиант напряжения в 14.6В. Поэтому АКБ не сгорает, хотя максимальное выдерживаемое им напряжение без ограничений по времени - 14.6В.  В мануале к мотоциклу вы можете увидеть регулируемое напряжение до 15В. Но 15В у вас не будет, пока Aliant не "зарядится" хотя бы до 14.4, а этого никогда не произойдет, т.к. литий-железо-фосфатные элементы ведут себя иначе чем свинцовые. 

Теперь можно ответить на вопрос - что происходит если аккумулятор полностью заряжен. Случай свинца - пример - реле регулятор выдает 13.8В, батарея заряжается, по мере заряда напряжение на клеммах увеличивается, скажем до 13.9В, тогда реле регулятор (условно) повышает напряжение до 14.2В, если батарея зарядится на 14.3В то реле регулятор снова повысит напряжение, чтобы АКБ продолжила заряд. На практике это повышение происходит плавно, а не ступеньками, точная логика работы зависит от модели реле-регулятора. Повышать реле регулятор напряжение будет до тех пор, пока не достигнет максимального регулируемого напряжения, указанного в мануале. Теоретически, после того как максимальное напряжение было достигнуто, АКБ ничего не потребляет по току. Т.е. - ноль ампер, заряда АКБ не происходит. На практике у АКБ есть внутреннее паразитное сопротивление, а современная АКБ никогда не заряжается до таких значений, поэтому потребление все же есть, но оно не такое большое - фара потребляет гораздо больше тока чем полностью заряженный свинцовый АКБ. 

Мы это все пишем, чтобы было понятно, что, новый, заряженный АКБ потребляет меньше энергии чем лампа дальнего света. Однако, выключение дальнего света не приводит к выходу из строя реле регулятора. Так что же происходит когда мы отключаем АКБ полностью? Во первых - не все реле-регуляторы одинаковые и не все будут сгорать.

Справка: АКБ в сети выполняет ещё и функцию выпрямителя напряжения. Реле-регулятор выдает полу-постоянное низкокачественное напряжение, и аккумулятор выполняет функцию, которую в трансформаторном блоке питания постоянного напряжения в 12В выполняют емкости на выходе - сглаживания. Теперь мы понимаем что АКБ это не просто АКБ, а это штука которая ещё и улучшает качество напряжения в бортовой сети. 

Если АКБ изъять, то далее все будет зависеть от конструкции реле-регулятора, или вернее - от запаса его прочности. Если реле-регулятор может выдерживать ток в 1.5 раза выше обычного долгое время - он будет жить, если нет - сгорит.

Так что же происходит? Почему горим то? На низких оборотах, мощности генератора не хватает для обслуживая бортовой сети (особенно если есть потребители - свет ближний, габаритики, блок розжига ксенона и т.п.).  Если в системе есть АКБ, то часть недостающий мощности генератора на низких оборотах компенсируется за счет накопленной энергии АКБ. Если АКБ нет, то на низких оборотах происходит просадка напряжения бортовой сети, например - должно быть не мене 12.8В, а без батареи на низких оборотах - может быть 10В. Потребители на мотоцикле - никто не отменял - габаритики светятся, ближний свет - горит. Как нам известно из школы, что если напряжение падает, а потребители те же - то ток в цепи растет. Что и происходит в нашем случае - ток, проходящий через реле регулятора от генератора - возрастает. А когда растет ток, то на реле выделяется больше тепла, если тепла скопилось очень много - произойдет тепловой пробой какого-нибудь наиболее чувствительного элемента внутри реле регулятора - как правило - диодов - и реле умирает. Все зависит от реле, если оно может работать с таким перегрузом - оно не умрет. Сразу смерть реле тоже не ждите, есть какое то время, определяемое запасом прочности реле, секунд 10-20 у вас есть всегда. Перед смертью реле разогреется. Нужно так же понимать, что и сам генератор в это время работает с перегрузкой. Ток, который идет через обмотки генератора - больше обычного, обмотки разогреваются и возможен их пробой. Выход из строя генератора маловероятен, реле регулятор обычно имеет меньший запас прочности чем генератор и умирает первым. 

Таким образом, прямой вывод, который следует - чем дохлее, хуже, старше ваш АКБ тем сильнее он просаживается на низких оборотах, и тем  тем больший ток идет через реле регулятора. Да, вопреки ожиданиям - если АКБ старый и не держит напряжение - реле регулятора нагружается больше. Поэтому вероятность выхода из строя реле регулятора возрастает именно на сбросе оборотов, когда мы на раскаленном мотоцикле подъезжаем к светофору, на холостом тарахтим, и на уже порядком разгоряченное реле обрушивается дополнительный ток и дополнительная температура.

Нужно так же принять во внимание что емкость свинцового АКБ зависит от температуры. Чем выше температура АКБ после определенных градусов - тем меньше его емкость. Есть диапазон температур, в которых свинцовый АКБ чувствует себя отлично - это температуры (приближенно) от -5 до +10С (зависит от типа АКБ). У хорошенько прогретого в пробке АКБ, который уже хорошо уже зарядился, кипит если ухо приложить - емкость падает, и когда вы останавливаетесь на светофоре - то тут то реле и ждет очередное испытание, о котором, конечно, мы не всегда задумываемся. 

Отдельно остановимся на лампочке фары. Почему сгоревшая лампочка фары может усугубить судьбу реле регулятора? Дело в том, что реле регулятор рассеивает избыток мощности генератора если на неё нет потребителя. Если потребителя нет - то избыток энергии с генератора, закорачивается реле-регулятором на массу через полупроводниковые приборы - тиристоры. Процесс сопровождается выделением тепла, которое рассеивает реле-регулятор. Таким образом, чем меньше потребителей на мотоцикле, то, обратите внимание - картина перевернулась - то на высоких оборотах реле греется сильнее обычного и вероятность пробоя увеличивается. Иными словами если вы путешествуете на высоких оборотах - чем больше потребителя на борту тем легче реле-регулятору.

Исследований - что хуже для реле - просадка свинцового АКБ на низких оборотах или то что литий-железо-фосфатный АКБ потребляет чуть меньше энергии на высоких оборотах - не проводилось. Поэтому возможен любой из вариантов. Одно точно - литий железо фосфатный АКБ на низких оборотах в пробке генерирует меньшую нагрузку на реле-регулятор чем свинцовый АКБ, т.к. отдача напряжения в нем - линейна, а выдаваемый ток - больший чем в свинцовом АКБ. В то же время, литий-железо фосфатные АКБ - любимый АКБ в гонках, где катают без фар и других потребителей энергий, поэтому вряд ли эта мизерная разница в потреблении энергии на высоких оборотах как то сказывается на жизни реле регулятора. На практике - АКБ редко когда заряжен полностью. Чтобы зарядить АКБ полностью - нужно именно путешествовать - долго ехать с высокими оборотами и не сбрасывать газ. 

Если потребителей мало и свинцовый аккумулятор старый - то это самый тяжелый случай для реле. Оно греется и при наборе оборотов и при их сбросе.  

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Рейтинг@Mail.ru

Вход или Регистрация