Как и чем заряжать LIFEPO4 батареи
- Категория: Статьи
- Просмотров: 37593
Зарядка батарей ALIANT
Батарей ALIANT заражаются от бортовой сети мотоцикла через клеммы АКБ. Внутри АКБ находятся несколько литий-железо-фосфатных элементов питания - пакетиков 3.3В каждый. Номинальное напряжение батареи 13.2В. Пр бережной эксплуатации номинальное напряжение батарея сохранит на протяжении многих лет. Для увеличения срока эксплуатации АКБ в него встроен контроллер (BMS - Battery Managment System - Система Управления Батареей), отвечающий за равномерный заряд элементам внутри батарей от клемм. В случае пусковых АКБ, работающих на сверх-больших токах, - BMS отвечает только за равномерный заряд литий-желзео-фосфатных элементов внутри. В случае промышленных АКБ BMS отвечает ещё и за защиту АКБ от коротких замыканий, разряда, перезаряда, перегрева.
Прежде всего, отметим, что в связи с низким током саморазряда подзаряжать литий-железо-фосфатные АКБ без необходимости не нужно, особенно если вы экспериментируете с зарядным устройством. Перед тем как заряжать батарею измерьте напряжение на клеммах.
Как оценить состояние батареи по напряжению на клеммах
-
13.4В - батарея заряжена на 99%, при этом батарея в хорошем состоянии, достигается при заряде зарядными устройствами, заряд батареи не требуется
-
13.0В - батарея заряжена на 60%, заведет мотоцикл без подзаряда, заряд батареи не требуется
-
12.8В - батарея заряжена 40%, заведет мотоцикл без подзаряда, заряд батареи не требуется
Таким образом, если напряжение на батарее не упало ниже 12.8В, зарядка батареи не требуется.
Для заряда батарей можно использовать внешнее зарядное устройство - ALIANT или автомобильное для свинцовых батарей, или блок питания, но, при использовании автомобильного ЗУ вы должны убедиться, что напряжение заряда ЗУ не превышает 14.6В. Некоторые автомобильные ЗУ автоматически регулируют напряжение, в этом случае вы должны убедиться, что выдаваемое ЗУ напряжение на клеммы не превышает 14.6В. При повышении напряжения заряда до 14.7В, 14.8В - элементы батареи выйдут из строя. Так же убедитесь, что ЗУ без функции десульфатирования.
Если вам интересно замерить какое напряжение заряда на клеммах вашего АКБ - обратите внимание, что реле регулятор мотоцикла выдает полупостоянный напряжение. Не все тестеры правильно его показывают (врут). Вам нужен хороший тестер, способный точно измерять постоянное напряжение. На аккумуляторе никогда не бывает выше 13.8В, если ваш тестер показывает большее напряжение или меньшее - замените тестер.
Если вы ничего не знаете о своем зарядом устройстве, необходимо произвести тесты. Внимание, это опасная процедура, если ЗУ не совместимо, вы можете легко сжечь аккумулятор мы рекомендуем сначала провести тест на старой свинцовой батарее, а затем, если результаты обнадеживающие - провести аналогичный тест на LiFEPO4 батарее. Ниже описана процедура проверки ЗУ
Процедура проверки ЗУ на совместимость.
-
осмотрите ЗУ, если вы видите кнопку включающую функцию десульфатации или восстановления батареи - что одно и то же - убедитесь, что функция всегда выключена. С включенной функцией десульфатации вы перманентно испортите АКБ в течение нескольких первых секунд.
-
подключите к батарее тестер в режиме измерения постоянного напряжения. Затем, не выключая тестер, подключите зарядное устройство. Если у вас есть токовые клещи - накиньте их на плюсовой провод зарядного устройства, если клещей нет, то убедитесь, что ток, выдаваемый ЗУ не больше 3А, если вы заряжаете YLP07. Для YLP14, YLP24 номинальные токи заряда 10А для YLP14 и 20А для YLP24. Предельный ток, выдаваемый ЗУ, как правило, написан на шильдике ЗУ или указан в инструкции по эксплуатации. Если вы заряжаете промышленные АКБ - посмотрите номинальные токи заряда на нашем сайте.
-
включите зарядное устройство и наблюдайте за тем как растет напряжение на клеммах, если зарядное устройство отключилось до набора напряжение в 14.5В - ЗУ совместимо и может использоваться с литий-железо-фосфатными АКБ, если напряжение достигло 14.6В, но ЗУ не отключилось, немедленно отключите ЗУ - такое зарядное устройство не совместимо и может использоваться только в ручном режиме, с контролем напряжения с помощью тестера. Если ЗУ отключилось не достигнув напряжения 14.6В и токи заряда не превышают номинальные - то такое устройство совместимо, но есть ЗУ которые после выключения все-равно продолжают выдавать небольшой ток на АКБ. Такое ЗУ может использоваться для заряда аккумулятора, но не может использоваться для хранения АКБ. Т.е. сразу после сигнализации о завершении заряда, такое зарядное устройство необходимо отключить. Если вы оставите такое ЗУ подключенным к аккумулятору, например на ночь, то обязательно испортите аккумулятор. Проверить ток, выдаваемый на клеммы ЗУ после индикации о полном заряде можно с помощью токовых клещей или с помощью тестера. Если зарядное устройство отключается не достигая напряжения в 14.6В и если при отключении ЗУ не потребляет ток с аккумулятора и не выдает небольшой паразитный ток на аккумулятор - такое зарядное устройство полностью совместимо c АКБ Aliant.
-
обратите внимание - для пуска мотора, не нужно заряжать АКБ по максимуму, достаточно чтобы напряжение на клеммах АКБ, при выключенном ЗУ было не менее 13В
При зарядке батареи с помощью ЗУ ALIANT
-
в зарядное устройство ALIANT встроена функция удерживания максимального заряда батареи - т.е. можно подключать к устройству батарею на неограниченное время - батарея готова к эксплуатации в любое время.
-
время полного заряда менее 30 мин.
При зарядке батареи с помощью ЗУ от свинцовых АКБ
-
не превышайте 14.6В. ЗУ не должно ни в каких режимах выдавать напряжение на батарею выше 14.6В.
-
не используйте функцию десульфатирования. Если ЗУ десульфатирующие - оно не может быть использовано для зарядки батарей Aliant.
При зарядке батареи с помощью блока питания
Благодаря встроенной системе балансировки заряда батарей ALIANT можно заряжать обычным блоком
питания.
-
блок питания должен быть ограничен по напряжению - 13.5В наиболее подходящий блок питания для заряда LiFePO4 батарей, блок питания должен быть стабилизирован и всегда выдавать не более 14В
-
блок питания должен быть ограничен по току - в зависимости от типа батареи - не превышайте максимальный ток заряда. Ток заряда указан на обратной стороне батарей. Мы рекомендуем использовать блоки питания с током не более 3А.
Список проверенных совместимых ЗУ от свинцовых АКБ
МАРКА | СЕРИЯ | МОДЕЛЬ | НАПРЯЖЕНИЕ | ТОК |
BOSCH | C | C3 | 12V | 0.80 A |
CTEK | XS | XS800 | 12 V | 0.80 A |
CTEK | XS | XS08 | 12 | 0.80 A |
CTEK | XS | XS3600 | 12 V | 3.60 A |
CTEK | XS | Lithium | 12 V | 3.60 A |
DECA | SM | SM1208 | 12 V | 0.80 A |
TECMATE | Optimate | 2 | 12 V | 0.80 A |
TECMATE | Optimate | Lithium 5A | 12 V | Auto 0.4-5A |
TECMATE | Optimate | 0.8A Lithium | 12 V | Auto 0.8 A |
TECMATE | Optimate | Lithium QUAD | 12 V | 4 x 0.8 A |
TECMATE | Accumate | Compact | 12V | 0.60 A |
Deltran | Battery Tender | Waterproof 400 Intl. | 12 V | 12:40 A |
Deltran | Battery Tender | Waterproof 800 Intl. | 12 V | 0.80 A |
Deltran | Battery Tender | Intl. 1:25 | 12 V | 1.25 A |
Deltran | Battery Tender | Junior 0.75 | 12 V | 0.75 A |
Deltran | Battery Tender | Plus 1.25 | 12 V | 1.25 A |
Deltran | Battery Tender | GEL 1.25 | 12 V | 1.25 A |
Deltran | Battery Tender | International 5 | 12 V | 5.00 A |
Deltran | Battery Tender | Waterproof 5 Plus | 12 V | 5.00 A |
Electromem | HF | HF100 1A | 12 V | 1:00 A |
PULSETECH | XC | XC100P | 12 V | 2:50 A |
PULSETECH | XC | PRO12RP | 12 V | 0.75 A |
ALIANT | CB | CB1210 | 12 V | 10:00 A |
ALIANT | CB | CB1203 | 12 V | 3:00 A |
Комментарии
краткий ответ : если вы используете рекомендуемый АКБ то таких рисков нет. Риски возникают когда вместо рекомендуемых АКБ ставятся АКБ меньшей емкости. Например вместо 14 7 или вместо 24 14 и т.д.
длинный ответ : нужно задаться вопросом - если на свинцовом аккумуляторе нет схем защиты то каким образом он не перегружается в сети? Тоже ровно по такому же принципу. "рассчитана" это значит что цепь состоящая их генератора/реле регулятора/акку мулятора питающая "потребителя" в виде электрики мотоцикла подобрана таким образом, что аккумулятор в данной сети не перегружается. Т.е. если вы поставите мотоциклетный АКБ в автомобиль то он очень быстро выйдет из строя потому что произойдет разбалансировка этой системы. Т.е. аккумулятор попадает в условия в которых он не может долго работать.
Так же если вы на мотоцикл вместо 14А свинцового АКБ ставите 7А свинцовый АКБ то 7А свинцовый АКБ быстро выйдет из строя. Тоже самое будет происходить и с литиевыми батареями.
Если бы ток, выдаваемый генератором мотоцикла, не был ничем ограничен, то к мотоциклу можно было бы подключить целый город. Конечно же, ток выдаваемый генератором мотоцикла ограничен мощностью генератора и, в современных мотоциклах, реле-регуляторо м. Т.е. вы имеете два ограничения по току - первая это мощность генератора. И вторая - это мощность реле регулятора. Если вы обратите внимание, на реле регуляторе написан максимальный выдаваемый ток. Это значит что больше этого тока реле регулятор выдать не может.
Производитель мотоцикла подбирает характеристики цепи генератор-реле- регулятор-аккум улятор-потребит ель таким образом чтобы они были сбалансированы. Если смотреть на этот вопрос проще - то если вы видите на штатном реле регуляторе макс.ток: 15А то это значит что какой бы генератор не стоял, вы больше 15А в бортовой сети с этого реле не получите. Выглядеть это будет так что если потребитель в сети будет всё же больше 15А то напряжение с реле регулятора начнет падать, не смотря на то, что генератор, к примеру, может выдавать большую мощность, но ток будет все равно 15А.
Присоединюсь к вопросу, получается в мотоцикле при штатной схеме заряда ток не ограничен? Всё что выдает генератор, идет на зарядку?
Здравствуйте, прикуривание литиевых батарей - должно быть последней опцией - если другого выхода нет. Внутреннее сопротивление и у литиевых батарей низкое. Пуско-зарядное устройство способно выдавать пусковые (т.е. больше 100А) токи. YLP14 заряжается макс. током 10А. В обычных условиях эксплуатации получить ток заряда больше 10А на клеммах YLP14 нельзя, но в случае его прикуривания, всё будет зависеть от глубины разряда АКБ, длительности прикуривания и мощности источника от которого он прикуривается. В тот момент когда прикуривающее устройство включено в цепь в этот же момент начинает заряжаться YLP14 и всё будет зависеть от глубины разряда (чем ниже напряжение на клеммах разряженного YLP14 - тем хуже), длительности (чем дольше тем хуже) и мощности пускового устройства (чем мощнее тем хуже).
Как резюме:
Не прикуривайте литиевые батареи
Если делать нечего и приходится рисковать - как можно быстрее отключайте прикуривающее устройство (2-3 секунды)
Если есть возможность - прикуривайте сразу с нажатой кнопкой ПУСК МОТОРА чтобы снизить вероятность перегрузки АКБ по току
Пишете, что из-за высоких токов схемы защиты в пусковых батареях не применяются, но знаю альтернативный пример, где производитель устанавливает т.н. Full BMS - балансировка, защита от перезаряда/пере разряда и перегрева, это разве лишнее и не помогает защитить дорогостоящую батарею, продлить её ресурс?
1. максимальный ток заряда для YLP07 5A, YLP14 10A
2. напряжение заряда не должно превышать 14.6В, т.е. дальше ЗУ не должно поднимать напряжение, отключаться
3. функция десульфатации не должна включаться автоматически, а если есть переключатель - он должен быть всегда Выкл - т.е. функция не активна. (Эта же функция называется "восстановление аккумулятора")
Токи обычно указаны в паспорте к ЗУ, а остальное вы можете с помощью обычного тестера определить. Нужно один раз подключить тестер и с подключенным тестером проверить когда ЗУ отключится. Вы увидите что оно начнет поднимать напряжение и будет напряжение на котором оно отключится. Это напряжение дожно быть менее или равно 14.6В. Если вы видте 14.7 то то надо отключать ЗУ, оно не совместимо с литиевыми АКБ.
В том числе если есть переключатель AGM (гелевые АКБ) то можете в этом режиме сразу пробовать. AGM обычно заряжается теми же максимальными напряжениями что и литиевые АКБ.
Цитирую Юрий1:
1. подзарядить заряженную батарею и посмотреть на каком напряжении заряд остановится (если вы увидите напряжение более 14.5В не ждите - отключайте ЗУ)
2. то же самое сделать с разряженной батарей до 10В, 8 и 4
если вы хоть в одном случае увидите напряжения выше 14.6В это означает что оно не совместимо с литиевыми АКБ.
Цитирую Юлиан:
Подойдет ли к аккумулятору YLP 14 зарядное устройство Кулон 405? Заранее спасибо.
Цитирую Бай:
Баланс заряда ячеек означает что есть схема, следящая за равномерным зарядом ячеек внутри аккумулятора. Под зарядом в данном случае подразумевается что "все элементы заряжены одинаково", т.е. напряжения на ячейках АКБ - одинаковые. Это не означает что если вы подключите больше 14.6В вы не сожжете ячейки, за это отвечает схемы защиты, которые часто встроены в балансиры. Но на пусковых АКБ этих схем защиты нет.
Цитирую Игорь2:
В статье написано :
Для увеличения срока эксплуатации АКБ в него встроен контроллер (BMS - Battery Managment System - Система Управления Батареей), отвечающий за равномерный заряд элементам внутри батарей от клемм. В случае пусковых АКБ, работающих на сверх-больших токах, - BMS отвечает только за равномерный заряд литий-желзео-фо сфатных элементов внутри. В случае промышленных АКБ BMS отвечает ещё и за защиту АКБ от коротких замыканий, разряда, перезаряда, перегрева.
А далее написано :
" При повышении напряжения заряда до 14.7В, 14.8В - элементы батареи выйдут из строя."
Объясните, пожалуйста, как элементы батареи выйдут из строя, если плата BMS не даст им выйти из строя ?
Но
Мы не знакомы с этим ЗУ, просьба следовать инструкциями проверки ЗУ на совместимость: http://www.aliantpower.ru/stati-lifepo4/zaryadka-batarei#comment-57
Цитирую Евгений Шомин:
для ваших целей, согласно подбору:
http://www.aliantpower.ru/podobrat-legkii-akumulyator
и нашим рекомендациям подходят батареи
E2
http://www.aliantpower.ru/akkumulyatory/e-ups-portativnye-ustroistva/ligkie-litii-zhelezo-fosfatnye-akb-e2
и
E3
http://www.aliantpower.ru/akkumulyatory/e-ups-portativnye-ustroistva/ligkie-litii-zhelezo-fosfatnye-akb-e3
просьба использовать пусковые АКБ по назначению
Цитирую Иван С.:
Есть желание перейти на использование батарей ALIANT YLP07 и YLP14 (сейчас используем AGM аналогичной емкости).
Батареи работают в качестве источника питания портативных тестеров.
Соответственно вопрос: какое зарядное устройство рекомендуете приобрести из оригинальных ALIANT
RSS лента комментариев этой записи